Как работает кабинет социальной реабилитации наркозависимых в Пензе

В Пензе при региональном Министерстве труда, социальной защиты и демографии уже больше года работает кабинет социальной реабилитации, где помогают наркозависимым.

Применяемый в работе метод можно обозначить как кейс-менеджмент, или же «работа со случаем», «социальное сопровождение». Цель — вовлечение пациента в социум.

Врач-нарколог Сергей Тарасов, возглавляющий кабинет, рассказал изданию «Пензенская правда» о том, почему так важна социальная реабилитация.

«Наркомания — это заболевание, — говорит Сергей Тарасов, — но особенное. В отличие от многих других, наподобие ангины или гриппа, от которых можно избавиться с помощью медицинских процедур, наркомания даже после интенсивного курса не может считаться излеченной. Наркотика в организме нет, но выработанная в прошлом психологическая зависимость остается, так сказать, в режиме ожидания. Спровоцировать срыв могут многие факторы: возвращение в прежнюю асоциальную среду, неудачи в поиске работы или в любой другой сфере жизни»

По данным ВОЗ, которые приводит источник, медицинская составляющая в процессе избавления от наркозависимости – всего 3%.

«Реабилитацией наркозависимых занимаются разные ведомства. И если посмотреть результаты работы каждого, то все получается очень гладко: здесь пролечили энное количество наркоманов, там поставили на учет ранее не числившихся в списках, – рассуждает Сергей Васильевич. – Но в реальности часто случается так, что после медикаментозного лечения и психологической реабилитации пациент возвращается к своим давним приятелям, которые уже ждут его с дозой. И все начинается сначала».

Проект Министерства труда рассчитан именно на то, чтобы пролечившийся постоянно находился в поле зрения людей, которые ведут его к выздоровлению, заинтересованы в нем. С каждым пациентом работает консилиум – группа специалистов из разных ведомств: сотрудники администраций городов и районов области, наркологи, психологи, участковые полицейские, специалисты службы занятости. А если у нуждающегося в помощи есть дети, то и сотрудники министерства образования. Причем все они по своей линии пересекались когда-то с участником программы, часто знают его лично.

Кроме того, обязательно налаживается взаимодействие проходящих реабилитацию с людьми, которые сами страдали наркозависимостью и сумели встать на путь к выздоровлению. На данный момент в Пензе работают три группы анонимных наркоманов, с которыми и взаимодействует кабинет соц.реабилитации.

«Неслучайно с одним человеком работает такое большое количество специалистов, — объясняет Сергей Васильевич. — Ведь на пути к нормальной жизни люди, прошедшие реабилитацию, сталкиваются со множеством ограничений. В первую очередь — в трудоустройстве: не каждый работодатель согласится принять на работу человека с сомнительным прошлым»

Поэтому специалистам кабинета реабилитации приходится выступать в роли своеобразных поручителей. Хотя бывает, что люди сами находят работу. Если же у человека нет никакой специальности, он может бесплатно получить востребованную на рынке труда профессию.

«Самая сложная категория больных – это те, кто начал прием наркотиков в 12–15 лет и сидел на них лет десять. Их можно пролечить, поддержать психологически. Но стоит помнить, что многолетний прием препаратов не давал развиваться личности. То есть в развитии человек остановился на уровне того возраста, когда подсел на иглу. Какая уж тут работа! Сначала нужно его «дорастить» до реального возраста. Приходится учить элементарным вещам»

По словам Сергея Тарасова, работать нужно не только с наркозависимым, но и с его близкими. Созависимые должны быть готовы к тому, чтобы помочь пролечившемуся не допустить срыва, понимать, как это сделать.

«Если родные не хотят участвовать в этом процессе и просто «сдают» наркозависимого медикам на лечение, рецидив вероятен. Именно понимание того, что химическая зависимость — семейная болезнь и родным надо пройти реабилитацию по программе созависимых, — залог успеха!»

За первый год работы кабинета социальной реабилитации его сотрудники помогли восьмерым подопечным, которые пришли сюда по направлению после лечения в государственной наркологической больнице. Еще десять человек прошли социальную реабилитацию в частных центрах за счет средств бюджета Пензенской области в рамках региональной антинаркотической программы. Сейчас работают с тремя, еще троих ожидают. Планируется, что еще несколько человек станут участниками правительственной программы.
Кажется, что это немного. Но стоит помнить, что процесс социальной реабилитации — длительный: не менее двух лет. Фактически проходят годы, пока человек привыкает жить здоровой жизнью.

К тому же нахождение здесь — дело добровольное. Только 8–10% из всех, кто получил в наркологической больнице направление в кабинет социальной реабилитации, захотели участвовать в проекте реабилитации и обратились за помощью.

Чтобы попасть в кабинет социальной помощи в Пензе, необязательно иметь направление, говорит Сергей Тарасов.

«Даже если человек еще не прошел курса лечения, он может обратиться к нам, — объясняет Сергей Васильевич. — Для начала мы определимся с выбором клиники, а потом поможем вернуться к нормальной жизни в обществе»

Источник: ИЦ «Пензенская правда»

Поделиться статьей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *