Вытрезвители. Тема не новая, но актуальная

О пьянстве в нашей стране не говорит, пожалуй, только ленивый. Одной из обсуждаемых и постоянно возникающих тем последнего времени стала тема вытрезвителей, имеющая самое непосредственное отношение к борьбе с пьянством. Чтобы понять специфику проблем в вопросах организации этих учреждений, обратимся к историческому опыту.

Дореволюционный опыт

Первые вытрезвители появились в Российской империи в начале ХХ века. В 1902-04 гг подобные учреждения были открыты в Саратове, Киеве, Ярославле и Туле. К примеру, тульский «Приют для опьяневших» содержался за счет городской казны. Основной целью заведения было спасение замерзающих на улице рабочих промышленных предприятий. В учреждении было 2 отделения: амбулатория для алкоголиков и приют для детей пьющих родителей. Штат заведения включал фельдшера и кучера, ездившего по городу и подбиравшего пьяных.

Посетителей приюта бесплатно кормили и оказывали медицинскую помощь: давали выпить рассол и понюхать водный раствор нашатырного спирта, а при проблемах с сердцем еще давали камфору. Реабилитационный курс длился несколько дней, после чего пациентов выписывали, а наиболее бедных и плохо одетых снабжали бесплатной одеждой и обувью.

Положительный результат работы таких приютов не заставил себя долго ждать. Уже в течение первого года работы тульского приюта уличная смертность от опоя уменьшилась почти вдвое. По данным 1909г в самом приюте лечилось 3029 человек и 87 – в амбулатории, причем показатель успешного излечения достиг 60,72%.

Количество приютов стремительно разрасталось, и вскоре подобные заведения открылись практически в каждом губернском центре Российской империи. Однако наступившая вскоре революция 1917г положила конец благому делу. Все приюты в стране были закрыты. Впрочем, прошло совсем немного времени и в руководстве молодого Советского государства осознали необходимость возвращения к практике вытрезвителей.

Советский опыт борьбы с пьянством

Первый советский вытрезвитель был открыт 14 ноября 1931г в Ленинграде и располагался на улице Марата, д.79. Вскоре заведения стали появляться и в других крупных городах страны. Примечательным фактом было то, что работники первых советских вытрезвителей не всегда знали, как оформлять поступавший к ним пьяный контингент. В частности было неясно, что делать с найденным при гражданах алкоголе. В связи с этим даже был издан циркуляр, согласно которому недопитое спиртное возвращалось клиенту после выписки из учреждения. Впрочем, такая практика продолжалась недолго.

4 марта 1940г приказом наркома внутренних дел Берии медицинские вытрезвители были выведены из подчинения Наркомздрава и переподчинены НКВД СССР, а позже МВД СССР. Главной задачей вытрезвителей стало содержание задержанных лиц, оскорблявших своим видом и поведением общественную нравственность. Машины с надписью «Спецмедслужба» разъезжали по улицам советских городов и задерживали всех, кто был замечен за распитием спиртного, шел пьяным по улице или уже не мог идти. На каждые 150-200 тысяч человек приходился 1 вытрезвитель.

Единственной республикой в составе СССР без вытрезвителей была Армения. Что стало причиной к принятию подобного решению, сказать сложно.

В остальных регионах страны борьба с пьянством была довольно четко отлажена. У подразделений, обслуживавших вытрезвители, также как и у других советских организаций, был свой план, который нужно было выполнять. Зачастую для его выполнения брали всех, от кого пахло спиртным, дежуря у ресторанов и пивных, танцплощадок и проходных заводов. В разгар антиалкогольной кампании Горбачева только в одной Москве за год через вытрезвители прошло более 300 тысяч человек.

 

Активно в помощь милиции работали и «Дружины по борьбе с шинкарством и пьянством», практиковавшие фотографирование замеченных за распитием спиртного, а позже размещавшие их портреты на доски позора в проходных предприятий. Парадоксальным было то, что за поимку нарушителей общественного порядка самих активистов премировали талонами на дефицитное спиртное.

Условия содержания в вытрезвителях были разные. Все зависело от местонахождения самого вытрезвителя. Обычно прибывших усаживали на специальные скамьи, а порой привязывали, если те не могли сидеть. У пациентов забирали документы, деньги и личные вещи, записывали личные данные и фиксировали степень опьянения. Некоторых стригли наголо. Затем раздевшихся ждал ледяной душ и размещение по койкам в одной из комнат. Особо буйных привязывали к кроватям, а женщин размещали в специальной комнате.

 

 

Однако далеко не всем категориям граждан грозило попадание в вытрезвитель. Команды «Спецмедслужбы» не забирали несовершеннолетних, беременных женщин и инвалидов. Если у человека были травмы или «белая горячка», то он прямиком отправлялся в больницу. Военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов сдавали своим. С военными разбирались сотрудники комендатур. Подвыпившие депутаты Советов народных депутатов передавались представителям Советов.

Гарантированно застрахованы от попаданий в вытрезвители были иностранные дипломаты, поскольку любое подобное дело могло обернуться международным скандалом. Зато рядовые иностранцы периодически становились клиентами вытрезвителей и потом долго вспоминали подобные «приключения». Единственную категорию советских граждан, которую довозили до дома и отдавали родным на поруки, были кавалеры высших орденов и Герои Советского Союза, поскольку алкоголики-орденоносцы бросали тень на образ советского государства.

Утром посетителей вытрезвителей ждала обязательная побудка. Дежурный милиционер выяснял личности тех, кто накануне был неспособен сообщить о себе, а фельдшер проводил повторный медосмотр. После этого всем постояльцам выписывали штрафную квитанцию за пребывание. При Брежневе подобный «курорт» обходился в 10-25 рублей при среднемесячной зарплате в 120-160 рублей. Зачастую, у многих постоянных клиентов вытрезвителей накапливались суммы в несколько сотен рублей.

Однако наиболее неприятными были последствия от самого попадания в такой спецприемник. Информация о пребывании в вытрезвителе мгновенно отправлялась к месту работы или учебы.

Для первого раза дело могло ограничиться порицанием на партийном или комсомольском собрании, обычно заканчивавшимся строгим выговором. В случае повторения проступка студентам грозило отчисление, а работники предприятий лишались премий, льготных путевок в санатории и дома отдыха, отодвигались в очереди на квартиру. Помня это, многие из провинившихся откупались от позора, давая взятки нужным людям. В случае неоднократного и систематического попадания в вытрезвитель в течение года, страдающий алкоголизмом направлялся в наркологический диспансер или отделение больницы для обследования. Еще ему грозил лечебно-трудовой профилакторий.

С распадом СССР довольно активно стал обсуждаться вопрос передачи вытрезвителей из МВД в Минздрав. Не последнюю роль здесь сыграли многочисленные нарушения со стороны сотрудников милиции, часто у задержанных пропадали деньги и личные вещи.

1 января 2010г указом президента России Медведева вытрезвители перестали существовать как специальные учреждения внутренних дел только с юридической точки зрения. Однако местные бюджеты, на балансе которых находились заведения, продолжали выделять средства на их содержание. А МВД платило зарплату своим сотрудникам, работавшим в вытрезвителях. В 2009г в них побывало около 2 миллионов 558 тысяч человек. Согласно официальной статистике на 1 января 2010г в стране насчитывалось 545 вытрезвителей. Ежегодно муниципалитетами выделялось от 5 до 11 миллионов рублей на содержание каждого из таких заведений.

К середине октября 2011г все специализированные медицинские вытрезвители на территории РФ были закрыты. Вместо МВД они были переданы в ведение Минздрава. Теперь доставку лиц, находившихся в алкогольной коме или тяжелом алкогольном опьянении, стали осуществлять сотрудники скорой помощи. Пациентов доставляли в токсикологические, реанимационные и терапевтические отделения больниц.

К большому сожалению, исследований о последствиях закрытия вытрезвителей так и не было опубликовано. Впрочем, по словам самих представителей органов внутренних дел, закрытие вытрезвителей лишь способствовало новому витку роста преступности на почве пьянства.

Зарубежный опыт

Несмотря на закрытие вытрезвителей в России, в других государствах подобные учреждения продолжают функционировать. Есть они в республике Беларусь, население которой стабильно показывает высокий уровень потребления алкоголя. В феврале 2015г вытрезвитель для несовершеннолетних открылся в помещении детского приюта в Таллине (Эстония).
Есть вытрезвители и в Германии. Здесь они называются « камеры для протрезвления» (Ausnuechterungszelle).

Если клиент перебрал и нарушает общественный порядок, он может запросто попасть в такое заведение при полицейском участке. Абсолютно чистая, без посторонних запахов комната все равно производит угнетающе впечатление – размеры 1,5х2 метра, деревянный топчан, отсутствие туалета и окон и только лампочка в серой нише под потолком. Заметим, что подобные заведения полностью финансируются из государственного бюджета.

Аналогичные комнаты имеются при клиниках. По прибытию пациента осматривает врач, определяя степень опьянения и опасности для окружающих, затем больных размещают в спецпалатах, рассчитанных, как правило, на одну персону. Общая стоимость услуг по протрезвлению, включающих доставку, медосмотр и койкоместо доходит до 500 евро и также оплачивает за государственный счет.
Также в Гамбурге имеется единственная на весь город Центральная амбулатория для пьяных, которая работает с 19 часов вечера до 6 часов утра. Доставку пациентов осуществляет скорая помощь, а их пребывание там обходится немецкой казне в сумму от 70 до 200 евро на человека.

Вытрезвители есть и в тихой и процветающей Швейцарии. В марте 2010г в Цюрихе открылся первый в стране вытрезвитель, получивший название Zentralen Ausnucherungsstselle, сокращенно ZAS — Главный центр вытрезвления.
Камеры центра оборудованы системой видеонаблюдения, туалетом и кроватью, которые сделаны так, что их практически невозможно сломать. Сами камеры выкрашены в розовый цвет, который, по мнению руководства центра, положительно влияет на cостояние задержанных.
Всего в бюджете города на содержание центра ежегодно выделяется 950 тысяч франков. И хоть пребывание в учреждении лишь частично оплачивается из кармана пациента или его родственников, сумма пребывания в нем довольно внушительная. Так что у жителей альпийской страны, есть весомый повод задуматься о последствиях своей дружбы с алкоголем.

Текущая ситуация в РФ

По данным доклада ВОЗ, на которые ссылается газета « The Guardian», в РФ с 2003 по 2016гг потребление алкоголя снизилось на 43% и наблюдается устойчивая тенденция на трезвый образ жизни. И все же тема вытрезвителей, так или иначе, возникала в нашем обществе. По данным статистики 80% населения страны положительно относится к идее возвращения вытрезвителей.
Одним из первых шагов в этом направлении стало интервью от 12 февраля 2015г радио «Россия сегодня» директора Крымского республиканского центра медицины катастроф и скорой помощи Геннадия Антонюка. В ходе интервью он сообщил, что крымские медики обратились с ходатайством к местным властям о восстановлении службы медицинских вытрезвителей. По словам Антонюка, медики все чаще стали сталкиваться с людьми в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, создающими угрозу для здоровья и жизни самих сотрудников бригад скорой помощи.

Необходимость восстановления службы вытрезвителей осознана и в высших эшелонах власти страны. В начале ноября 2019г Госдума приняла в первом чтении два законопроекта о возрождении вытрезвителей в стране. Первый законопроект определяет перечень полномочий органов государственной власти и субъектов РФ в организации помощи специализированным медицинским учреждениям. Второй вносит изменения в закон «О полиции», наделяющий сотрудников этого ведомства правом доставлять пьяных граждан из общественных мест в медицинские организации и специализированные учреждения.

Примером для медучреждений нового типа вполне может стать муниципальный центр в Нижнем Новгороде. Всего за 4 года работы сотрудники центра помогли 15 тысячам человек.

Только комплексный подход к решению проблемы

Однако сами по себе контрольно-надзорные функции полиции и качественное оказание медицинских услуг сотрудниками вытрезвителей лишь частично решают проблему. Осознанно трезвый образ жизни необходимо популяризировать, делать его модным, современным и привлекательным. Правило кнута и пряника всегда актуально.
Член правления Союза борьбы за народную трезвость и генеральный директор «Евразийской ассоциации здоровья» Андрей Головин в интервью телеканалу «Мир 24» подчеркнул, что деятельность вытрезвителей обязательно должна подкрепляться разьяснительной работой на базе профилактики. А после вытрезвителя необходимо проходить социально-психологическую адаптацию. Вдобавок к этому должно последовать наказание рублем. Пациент должен понимать, что если не пройдет реабилитацию после вытрезвления, может чего-то лишиться.
Так как алкоголизм — это не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, то и в борьбе с ней нужен комплексный консолидированный подход всех трезвых сил общества: законодателей, медицинских работников, сотрудников полиции, общественных объединений и организаций, а также представителей различных религиозных конфессий, как духовной составляющей нашего общества, чтобы сформировать у граждан осознанный трезвый подход к здоровому образу жизни и показать его неоспоримые преимущества.

Автор: журналист Трезвой жизни

Поделиться статьей

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *