В Красноярске на магазинных полках с алкогольной продукцией появились бутылки водки в форме часовни Параскевы Пятницы. Один из символов города, изображенный на купюре номиналом в десять рублей, теперь отливается в виде водочных бутылок.
В посте «За подарками в алкомаркет или почему погибла Троя» мы рассказывали о том, какую цель преследуют дизайнеры вино-водочной тары, стараясь сделать акцент на форме емкости с алкоголем. Видимо, авторы этого маркетингового проекта, решили пойти еще дальше, предложив покупателю «зеленого змея» в бутылке в форме одной из святынь Красноярска.
Расчет, в первую очередь, на туристов, мечтающих привезти что-нибудь этакое в память о посещении города. «Сувенир», к сожалению, пользуется спросом.
Первыми тревогу забили сами священнослужители местной епархии. Они обратились к правоохранительным органам с целью дать правовую оценку такому деянию. Скорее всего, с юридической точки зрения, придраться здесь не к чему. Даже пресловутая статья «об оскорблении чувств верующих» вряд ли сработает. Авторы этого проекта вдруг окажутся людьми глубоко верующими, которые радеют за популяризацию родного края и всех святынь, пусть даже таким необычным методом. А если их деяния признать оскорблением чувств верующих, тогда с прилавков надо убрать и весь кагор с изображением храмов, церквей или просто монахов. А действительно, какая разница между бутылкой водки в форме церкви и вином с этикеткой с изображением православных крестов или названием «Шепот монаха», если и то и другое продается в обычном алкомаркете?
По-моему, разница только в градусах. И не надо меня убеждать, что кагор используется для приготовления причастия, поэтому стоит особняком в ряду алкогольных брендов. Кагором можно также упиться до смерти. Для Таинства используется вино, находящееся в Храме или в специализированной православной лавке. И Таинство-то в том и заключается, что обычное вино и обычный хлеб Господь преосуществляет в Свою Кровь и Свое Тело.
Тут ответ надо искать не в юридической плоскости, а в нравственной. А нравственность, как известно, у каждого своя. Кому-то муравья специально раздавить грех, ибо тварь Божья, а кому-то человека убить труда не составит, так как мыслит не так, как он.
Если первую пуговицу на рубашке неправильно застегнуть, то и все остальные автоматически будут застегнуты неверно. Почему на кагоре изображать церковь можно, а водочную бутылку в форме знаменитой часовни нельзя? А если можно, то почему бы не изобразить какой-нибудь церковный атрибут на пакетике с травкой? Говорят, многие благодаря травке достигают небесного просветления. А там уж и до более тяжелых наркотиков недалеко.
Критерий только один: форма должна помогать продавать содержание. Запад это понял. Там нравственные нормы уже давно научились подгонять под задачи бизнеса и пресловутой толерантности. Если «пипл хавает», то снимаются все ограничения, в первую очередь нравственные, затем юридические (легализация легких наркотиков).
Поэтому, как говорил профессор Преображенский, разруха не в клозетах, а в головах. И эту разруху никаким законом не исправишь.
Автор: Павел Глинский, «Трезвая жизнь»